Контакты

Как EPAM разрабатывает будущее: виртуальная реальность, интернет автомобилей и neuro code

dev.by - 05 октября 2016

EPAM продолжает расти: за последние три года количество сотрудников компании увеличилось с 15 тысяч до 20. Вместе с компанией растёт и её ежегодная конференция EPAM SEC: в этом году в Минске она вместила сразу восемь потоков, разделённых на две логические части — Main Stage и Tech Tracks.

EPAM продолжает меняться: главная задача компании на ближайшие три года — создать и наладить расширенную систему бизнес-консалтинга. Во вступительной речи президент компании Аркадий Добкин отметил, что для успешного развития на нынешнем рынке недостаточно стать лучшими в каких-то сферах — нужно менять сам рынок, предсказывать его изменения. Для этого в EPAM создана специальная программа Innovations as a Service — попытка крупнейшего в Восточной Европе разработчика ПО заглянуть в будущее. dev.by побывал на EPAM SEC и подсмотрел, чего мы можем ожидать на пути в это будущее.

Internet of Cars: личный автомобиль может стать ненужным

Интернет вещей — одна из самых популярных тем конференции. Интернет холодильников и электроплит — уже скучно, прямо сейчас EPAM работает над созданием интернета автомобилей. Выступление на эту тему Алекса Агизима, CTO Automotive & Embedded Systems, — не столько о технической стороне вопроса, сколько о коцептуальной.

Согласно докладу Агизима, приход идей долевой экономики в схемы пользования автомобилями — только начало большого пути. Когда автопилотируемые машины станут на наших дорогах обычным делом, car sharing выйдет на новый уровень. Автомобиль можно будет просто вызвать из сети, и он сам в нужное время приедет к клиенту.

Весь бизнес-процесс системы использования «общественных» авто раскладывается на шесть ключевых этапов: поиск автомобиля, его доставка (с использованием автопилота), посадка, дорога, расчёт пассажира, освобождение транспорта (или его отправка на сервис). Чтобы удовлетворить разнообразные запросы возможных клиентов, особенно на «посадочном» и «дорожном» этапах, автомобили должны научиться трансформации — например, менять внешний вид и особенности работы информационно-развлекательных систем в зависимости от пользовательского опыта. Кроме того, автомобили должны поддерживать множество «скрытых» сервисов — спутниковый мониторинг, администрирование страховых случаев, анализ износа оборудования.

EPAM видит управляющую систему «интернета машин» как единое облачное приложение, к которому смогут подключать собственные разработки поставщики услуг: компании-перевозчики, автопарки нового поколения, дорожные службы — все причастные к автомобильному движению. «Скрытые» сервисы тоже могут быть реализованы третьей стороной. Главная проблема — обеспечение безопасности на всех уровнях. Во-первых, система должна быть устойчивой к кибератакам, во-вторых, она должна обеспечивать реальную безопасность на дорогах.

Последняя зависит от безопасности систем внутри самих автомобилей — и здесь EPAM делает ставку на однокристальные системы, основанные на ARM-чипах. По словам Алекса Агизима, необходимый уровень надёжности можно получить за счёт аппаратной виртуализации, поддерживаемой такими системами. Части кода, отвечающие за безопасность, будут выполняться в отдельной виртуальной машине, и будут независимы от кода третьих сторон (например, упомянутых приложений перевозчиков). Таким образом, даже при сбоях процессор сможет гарантировать устойчивость ключевых систем.

«Интернет машин» развивается не только на уровне идей: у EPAM уже есть рабочие прототипы, созданные в рамках проекта EPAM Garage. В качестве программной базы для разработки используется Xen Project Hypervisor — лёгкий кроссплатформенный гибридный гипервизор, проверенный в боевых условиях и развивающийся под бдительным присмотром Linux Foundation.

VR/AR: голограммы можно потрогать

Ещё одна популярная тема EPAM SEC — виртуальная и дополненная реальность. Cогласно презентациям, рынок приложений со «смешанными» реальностями к 2025 году разрастётся до $35 млрд. Самому очевидному направлению внедрения VR/AR — играм — в этом «пироге» выделяют только треть. Почти половина предполагаемого рынка — enterprise-приложения, инженерные разработки и медицина.

Наибольший интерес публики среди презентованных проектов вызвала одна из свежих разработок EPAM Garage — Unity-приложение для Microsoft Hololens, позволяющее в реальном времени работать с объёмными голографическими изображениями. Прототип, созданный по заказу клиента из сферы нефтедобычи, позволяет размещать в виртуальном пространстве небольшие 3D-объекты, которые через VR-устройства могут одновременно наблюдать несколько пользователей. Кроме того, разработчики связали Hololens с устройством Leap Motion — в итоге пользователи могут манипулировать объектами в реальном времени с помощью жестов.

Приложение умеет сканировать пространство и привязывать виртуальные объекты к реальным координатам — в итоге все подключённые к «трансляции» пользователи не просто видят одинаковое изображение, но и могут наблюдать его изменения без задержки во времени. Для работы с приложением не нужна широкополосная связь: после инициализации объекта и его привязки к координатам пользователь получает по сети только изменённые параметры и координаты, а перерисовка происходит непосредственно на компьютере, к которому подключен Hololens.

Разнообразие манипуляций с трёхмерными объектами пока ограничено простейшими действиями — перемещением, вращением, изменением масштаба. Впрочем, эти ограничения логичны для прототипа, созданного небольшой командой всего за два месяца. Даже в такой форме демо-версия выглядит как картинка из фантастических фильмов — за возможностью «потрогать» голограммы выстраивались целые очереди. В планах разработчиков — создать единое виртуальное пространство, в котором голограмму можно будет наблюдать удалённо.

На финальной панельной дискуссии прозвучало мнение о том, что индустрию ждёт прорыв в возможностях симуляции «боли и наслаждений». Мы уже научились «обманывать» наше зрение — теперь дело за осязанием.

Neuro Code: эмоции можно измерить

Клэр Бонд, Service Design Director в EPAM USA, представила результаты пилотного проекта по программному измерению эмоций. Используя существующие носимые устройства (Google Cardboard, Apple Watch), а также специально сконструированные измерители сопротивляемости кожи и электроэнцефаллографическое считывающее устройство, исследователи смогли измерить уровень стресса разных людей и сравнить его с данными, полученными в процессе самофиксации.

Результаты вполне осязаемы: прототип может измерить эмоциональное состояние людей значительно точнее, чем они сами. Развивать проект планируется сразу в нескольких направлениях. Во-первых, исследователи хотят использовать полученные данные в сочетании с VR-технологиями: например, менять дополненную реальность в зависимости от уровня стресса в реальном времени. Во-вторых, в EPAM Garage разрабатывают носимое устройство, которое способно измерять стресс и вести «журнал эмоций».

По словам директора EPAM по производству встроенных систем Михаила Бойко, этой системой уже интересуется рынок, в первую очередь страховые компании. Разработка способна отличать положительный и отрицательный стресс, выделять периоды времени, в которых настроение носителя резко ухудшалось, и давать пользователю возможность анализировать причины этого ухудшения.

Клэр Бонд отметила, что у технологии есть и очевидная «тёмная сторона»: получив доступ к данным о эмоциональном состоянии, злоумышленник может использовать их недобросовестно. Тем не менее, она видит позитивное будущее «измерителя эмоций». «Раньше вы и ваш партнёр могли прийти домой в плохом настроении и в лучшем случае бросить общую фразу — дескать, всё нормально, — а в худшем вылить стресс друг на друга. Теперь вы сможете померяться стрессом и перевести всё в шутку!»

EPAM Garage: инженерный катализатор и игрушка для взрослых детей

Все описанные проекты развиваются внутри EPAM Garage — особого отдела, в котором работники компании могут поэкспериментировать со специальным оборудованием. Для большинства участников Garage — не работа, а хобби, но здесь есть и постоянные сотрудники, в том числе люди со степенями кандидатов наук в математике, физике, химии. Подробнее о EPAM Garage dev.by рассказал Михаил Бойко.

- В работе EPAM Garage можно выделить три главные составляющие. Первая, очень важная для нас — это обучение, в том числе работа с детьми. Большинство работников нашей компании — папы и мамы, которые хотят обучать своих детей, рассказывать им как можно больше. Многие из них посвящают свои выходные и свободное время, чтобы научить детей азам программирования, сделать вместе с ними классных движущихся программируемых роботов из Lego.

Вторая часть — retention: мы позволяем нашим сотрудникам реализовать свои мечты. Прежде чем многие наши инженеры начали программировать, они изучали базовые вещи — двигатели, технику, различное оборудование. Желание делать что-то с этим оборудованием остаётся у них и сейчас — и мы даём им возможность работать над собственными идеями в «Гараже», используя любые доступные устройства.

Третья составляющая — Garage выступает как часть программы Innovation as a Service. Люди из бизнеса приходят в Garage за решением нетривиальных задач. В этом случае мы работаем как инженерный катализатор: делаем быстрое прототипирование или защиту концепций. Мы решаем интересные проблемы, помогаем клиентам оптимизировать бизнес-процессы. При этом мы можем не только запрототипировать программное обеспечение или собрать устройство из электронных компонентов. Мы сотрудничаем с разными фабриками и заводами Беларуси, поэтому Garage может сделать полный цикл прототипирования, включая дизайн устройства, — говорит директор EPAM по производству встроенных систем.

За последний год внутри Garage сделали не менее десяти проектов в разных направлениях. Среди них — виртуальная 3D-примерочная, с помощью которой можно подобрать одежду, подходящую не только по размеру, но и по фасону и цвету. Самая популярная тема проектов — интернет вещей. Сейчас Garage реализует систему, которая позволяет автомобилю «понимать» своё техническое состояние в любой момент времени и выдавать советы, как о нём лучше заботиться. Если же с автомобилем что-то не так, то с помощью мобильного телефона и приложения с дополненной реальностью можно получить полную информацию, как самостоятельно заменить деталь или провести простейшую диагностику.

Эти проекты — только малая часть работы, которой в Garage хватает всегда. Сергей Бойко и Олег Орёл, разработчики мультипользовательских голограмм для Hololens, во время собственной презентации приглашали в Garage всех желающих:

«Приходите, у нас действительно очень здорово — конечно, если вы способны выживать в экстремальных условиях».

Фото: Андрей Давыдчик

Оригинал публикации