Контакты

Создание выделенного центра компетенции компании

CNews - 31 марта 2010

Компании, которая задумывается об открытии выделенного центра разработки, неизменно приходится сталкиваться с целым рядом вопросов. Как правильно подойти к процессу создания и применения выделенного центра разработки? Какие шаги надо предпринять, на что обратить внимание? Рассмотрим несколько основных рекомендаций для ИТ-директора.

Принять решение. В первую очередь необходимо оценить, насколько использование такой модели аутсорсинга, как создание выделенного центра разработки или центра компетенции, подходит организации.

Ключевые предпосылки – несколько информационных систем собственной разработки, документация по ним утеряна или не актуальна, от состояния ИТ во многом зависит успех всей компании, своевременно реагировать на запросы бизнеса по развитию функционала приложений практически невозможно, очередь заявок на устранение ошибок в программном обеспечении и его доработку растет быстрее, чем ИТ-служба успевает их обрабатывать. Если данные параметры осложняют жизнь компании, стоит обратиться к аутсорсингу и найти партнера для построения выделенного центра разработки.

Выбрать поставщика. При проведении тендера среди поставщиков услуг следует обратить внимание на такие характеристики, как наличие практического опыта в области построения центров разработки, финансовая надежность и размер бизнеса, наличие специалистов с необходимой технологической квалификацией и знаниями.

Особенно важно узнать, использует ли аутсорсер системы автоматизации управления ресурсами, проектами и разработкой ПО и откроет ли он доступ к ним сотрудникам заказчика. Кроме того, стоит проанализировать предлагаемые схемы мотивации проектной команды и способы сохранения знаний, оценить прогнозы поставщика по возможным рискам и его подходы к их предотвращению. Если есть возможность, лучше посмотреть "вживую" на филиал компании, на базе которого будет организован центр, и лично пообщаться с сотрудниками, с которыми потенциально придется работать. Еще один важный момент – наличие у поставщика резервов для последующего расширения мощностей центра (инфраструктура, персонал). Для дополнительной проверки качества услуг аутсорсера можно организовать реализацию пилотного проекта. Конечно, все эти характеристики нужно оценивать в сочетании с предложениями поставщика по стоимости услуг.

Предусмотреть риски. Основная страховка компании – это договор. В нем необходимо детально указать ответственность обеих сторон и распределение функциональных обязанностей. Важно также подробно прописать алгоритмы ценообразования и расчета стоимости услуг, значения ставок и их связь с колебаниями курсов валют, объемы скидок и их условия, параметры штрафов за нарушение условий договора и мотивационных бонусов, размеры компенсаций прямых и косвенных затрат поставщика, стоимость использующегося специального оборудования и лицензий на ПО, расходы на обеспечение безопасности, условия и т.д. Это значительно снизит вероятность возникновения конфликтов и неоправданных ожиданий в будущем.

К факторам снижения рисков относится и создание прозрачной и эффективной системы взаимодействия между ИТ-подразделением и центром разработки. Самое главное здесь – командный дух: персонал компании должен видеть в специалистах центра не конкурентов, а коллег. Структура управления не должна быть излишне бюрократизированной. Она выстраивается в зависимости от численности штата, содержания и объемов проектов.

На первом этапе сотрудничества стоит тщательно контролировать работу поставщика и требовать от него подробных отчетов. В дальнейшем, когда уже будут видны первые положительные результаты деятельности центра и между ним и компанией сложится атмосфера доверия, можно перейти к контролю только ключевых параметров эффективности (фактические сроки реализации проектов, себестоимость полученных решений и т.д.). Помощь в решении этой задачи появится в том случае, если аутсорсер откроет компании доступ к своим информационным системам для управления проектами и процессами разработки ПО. Это позволит в онлайн-режиме получать данные о работе центра в виде отчетов и графиков с детализацией до конкретных документов и заданий.

Дополнительный плюс в борьбе с рисками даст использование современных технологических средств для коммуникаций между центром и компанией (интернет, общая виртуальная сеть, электронная почта, видео- и аудиоконференции, IP-телефония, сервисы для мгновенного обмена сообщениями). Нельзя забывать и о регулярном (например, раз в месяц) очном общении со специалистами центра.

Разработать систему метрик и контролировать их. Для оценки качества и эффективности работы центра компетенции стоит разработать систему метрик и затем отслеживать значения ключевых показателей. Несколько примеров возможных метрик: оценки трудоемкости и точность "попадания" в них, "план-факт" реальных затрат относительно запланированных; количество ошибок в программном обеспечении, выявленных в процессе его тестирования и эксплуатации, их типы и критичность; удельный вес времени, потраченный на устранение ошибок относительно всего объема трудозатрат на разработку решений. Кроме того, можно использовать метрики для анализа загрузки ресурсов (временные затраты на разработку функционала решений в соотношении с временными затратами на коммуникации, подготовку отчетности, обучение), оценки текучести кадров (процент покинувших центр сотрудников и причины их ухода) и квалификации ресурсов (доля наиболее квалифицированных и опытных сотрудников, соотношение разработчиков, аналитиков, тестировщиков). И, конечно, особенно важны метрики, связанные с анализом распределения затрат: значения показателей в человеко-часах и денежном эквиваленте рассчитываются по типам работ (развитие, сопровождение, поддержка) и программных продуктов, видам заявок (от бизнес-пользователей или ИТ-службы).

Оценить результаты. Правильный подход к созданию выделенного центра разработки позволит компании больше времени уделять выстраиванию правильной стратегии в области ИТ. Кроме того, компания сможет в полной мере использовать опыт поставщика в реализации схожих по содержанию и объемам проектов, а в случае необходимости – оперативно находить дополнительные ресурсы. Помимо всего прочего, правильная организация центра разработок позволит оптимизировать затраты на ИТ. Для этого необходимо серьезно отнестись к выбору партнера и самому проекту.

Оригинал публикации