Контакты

Создание Интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) для Министерства финансов Республики Казахстан

Cnews - 22 октября 2008

По заказу Министерства финансов Республики Казахстан специалистами ЕРАМ Systems разработана Интегрированная налоговая информационная система (ИНИС), объединившая центральный аппарат налогового комитета и территориально-распределенные подразделения налоговых органов страны, в том числе 15 областных налоговых комитетов и более 220 районных налоговых отделов.

До создания ИНИС для регистрации и учета налогоплательщиков в каждой налоговой инспекции использовалась своя база данных, которая изменялась и велась независимо от баз данных соседних налоговых органов. В результате появлялись многочисленные ошибки; невозможно было отследить деятельность субъекта по всей стране; существовали задержки в актуализации сведений из налоговых инспекций на областном и республиканском уровне.

Проект по разработке ИНИС стартовал в рамках программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Казахстане. Сегодня в Республике создана базовая инфраструктура, которая поддерживается и развивается. Система состоит из компонентов, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами: регистрация налогоплательщиков, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Юридические лица получили возможность, используя каналы телекоммуникаций и интернет, в режиме онлайн просматривать состояние лицевого счета, вносить изменения регистрационных данных, проверить легальность деятельности своих партнеров и контрагентов, а также подавать налоговые отчеты в электронной форме через клиентское приложение, которое можно бесплатно скачать с веб-сайта налогового комитета и установить на свой компьютер. При необходимости можно воспользоваться услугами непрерывной консультационной поддержки по горячей линии диспетчерской службы.

По итогам социологического опроса за 2007 год, теперь около 70% налогоплательщиков-юридических лиц РК подают налоговую отчетность в электронном виде.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, в частности синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором. Кроме того, появилась возможность удаленной работы с системой. Это очень актуально, например, для налоговых инспекторов, проводящих проверку на предприятии. Благодаря связи ИНИС с внешними системами (банками, центрами по выплате пенсий и т.д.) повысилась оперативность получения информации и, следовательно, существенно сократилось время выполнения налоговых операций.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили возможность платить налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет в реальном времени через интернет-сервисы ведущих банков республики Казахстан.

Все это способствует эффективному решению основных задач налоговой службы, таких как увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, соответствие темпа роста поступлений темпу роста ВВП, своевременное возмещение НДС, форматно-логический и камеральный контроль налоговой отчетности с целью своевременного обнаружения и профилактики налоговых нарушений, выявление резервов увеличения поступлений в бюджет, сокращение издержек на единицу взысканного налога, а также повышение уровня удовлетворенности налогоплательщиков работой налоговых органов.

Оригинал публикации