Контакты

Электронная торговая площадка ТНК - часть вторая

CIO - 24 июня 2003

Электронная торговая площадка тюменской нефтяной компании, о запуске которой в промышленную эксплуатацию было объявлено 18 июня, была разработана компанией EPAM Systems с использованием технологий Novell.

На прошедшей по этому поводу пресс-конференции Александр Блох, CIO ТНК, чья должность полностью звучит как «старший вице-президент, руководитель Блока информатизации и связи», рассказал о том, как был выполнен этот проект.

Идея возникла год назад, и начался поиск возможных исполнителей. Ситуация на рынке таких разработок была «темным лесом» для сотрудников ТНК, и они обратились за экспертизой к консалтинговым компаниям. Но и их рекомендации не помогли составить объективную картину. Тогда было принято решение о проведении открытого тендера. В первом туре приняли участие 52 компании. Спектр предложений оказался очень широк. От законченных решений, когда исполнитель предлагал взять на себя и создание, и эксплуатацию площадки, до предложений только программного обеспечения, внедрять которое должен был бы сам заказчик. Соответственно и цены колебались от миллионов долларов до десятков тысяч. Ни то, ни другое ТНК не устраивало, и нужно было искать «золотую середину». Во втором туре осталось уже 8-9 участников, и окончательный выбор уже делался из трех финалистов. В выборе принимали участие эксперты консалтинговой компании The Boston Consulting Group.

В результате заказ достался компании EPAM Systems. Они уже имели большой опыт создания ЭТП, CRM, интеграции их с корпоративными приложениями в крупных международных компаниях, в том числе в Compaq, Ford Europe, Honda, Subaru. Кроме того, EPAM уже выполнила более двадцати внедрений с использованием Novell exteNd, на которой заказчики остановили свой выбор. Еще когда продукт назывался Extend и принадлежал компании SilverStream Software в EPAM занимались разработками на этой платформе. Осенью 2002 года Novell приобрела SilverStream и продолжила развитие продукта.

Создание ЭТП в ТНК – первый пример применения Novell exteNd в России. Поэтому особенно интересно понять, чем Александр Блох объясняет такой выбор. Ставилась задача найти платформу, которая обеспечит надежность, хорошую масштабируемость, гибкость и широкие возможности разработки конкретных приложений на ее основе. Коробочное ПО не годится, так как имеет ограничения по функциональности, закрытую архитектуру и форматы документов, не дает возможности для всех нужных настроек. Набор продуктов разных поставщиков затруднил бы сопровождение и дальнейшее развитие.

На основании рекомендаций Gartner сделали выбор на Novell exteNd, относящейся к классу платформ APS/SES (Application Platform Suite/Smart Enterprise Suite). В ТНК работают на RISC-серверах HP и используют несколько разных СУБД, в том числе Oracle, Microsft SQL Server. Novell exteNd позволяет все это увязать.

Еще одно преимущество, которое оценили заказчики, состоит в том, что на этой платформе прототип ЭТП, средства разработки и администрирования могут работать и на Intel-совместимых серверах под управлением Microsoft Windows 2000 Server, а в ТНК база бэк-офиса сделана как раз на продуктах Microsoft. Довольно подробную информацию о составе Novell exteNd (в нее входит четыре отдельных продукта) можно почитать на русскоязычном сайте Novell.

Не последнюю роль при выборе платформы сыграл и тот факт, что на ней же построены системы Shell и BP, некоторых других нефтяных компаний. Но в самой BP подобной электронной площадки нет.

В выступлениях аналитиков Gartner постоянно звучат прогнозы о скором широком распространении идеи веб-услуг, особенно для нужд B2B-торговли, обмена информацией между партнерами, развития систем управления поставками. И хотя проблемы стандартизации, безопасности еще далеки от полного решения, развивать системы на основе веб-услуг Gartner рекомендует уже сейчас, в противном случае проча слишком осторожным компаниям опасное отставание.

Платформа Novell exteNd как раз и ориентирована на создание и применение веб-сервисов, использование технологии J2EE и стандарта XML. Так что создавая свою электронную торговую площадку в ТНК пошли как раз тем путем, которому предсказывают большое будущее и бурное развитие в ближайшие годы. В этом решении видна и еще одна актуальная тенденция, о которой говорит Gartner как о принципиальной в развитии корпоративного ПО. Это избавление от задержек в бизнес-процессах. По мнению аналитиков, то, что сейчас занимает месяцы, должно занимать секунды, и именно в этом направлении пойдет движение в следующие пять лет. И если даже ТНК не может пока ни вести электронных расчетов, ни полностью легитимно подписывать все документы в он-лайне, ни интегрировать свою ЭТП с производственными ИС, то уж резко сократить время на согласование, обмен предложениями, и всю предшествующую сделке работу они могут. И окупить затраты на торговую площадку рассчитывают в основном именно за счет экономии времени и повышения КПД своих менеджеров. Кроме того, рынок нефтепродуктов очень динамичен, цены на локальных рынках зачастую меняются очень быстро, поэтому скорость заключения сделок критична для успеха всех участвующих сторон.

Но не подумайте, что ТНК полностью строит свою стратегию в он-лайне по заветам Gartner! Отнюдь. Один из принципиальных тезисов, высказываемых докладчиками на семинарах этой аналитической компании, состоит в том, что в налаживании автоматизации межкорпоративных связей нужно в первую очередь сосредоточится на нуждах и интересах 10% самых крупных партнеров, стратегически важных клиентов и поставщиков. И именно с ними устанавливать все веб-отношения, и делать систему удобной в первую очередь для них. В проекте же ТНК наблюдается прямо противоположный подход: общение с самыми крупными партнерами остается традиционным, а все он-лайновые эксперименты ставятся на мелких покупателях.

Так что в целом в переходе на электронное общение с партнерами сочетаются применение самых передовых технологических подходов и очень острожный, консервативный подход к организации самого бизнеса.

Оригинал публикации